С 19 октября 2015 года по 30 апреля 2016 года проходил республиканский конкурс исследовательских работ детей дошкольного возраста "Я - исследователь".
Конкурс состоял из трех этапов: районный, областной и республиканский.
Проводился конкурс по следующим номинациям:
- "Ребенок и природа"
- "Мая Радзіма - Беларусь"
- "Необычное в обычном"
- "Бюро находок"
Двое "юных исследователей" из старших групп нашего учреждения дошкольного образования приняли в участие в конкурсе: Сергиенко Каролина с исследовательской работой "От семечки к ткани" в номинации "Мая Радзіма - Беларусь" (руководитель работы - воспитатель дошкольного образования второй квалификационной категории Носко Ксения Валентиновна) и Миколос Роман с исследовательской работой "Из чего можно изготовить чернила?" в номинации "Бюро находок" (руководитель работы - воспитатель дошкольного образования первой квалификационной категории Якимец Светлана Николаевна). Исследования ребят заняли первые места на районном этапе конкурса.
Видеофильм исследовательской работы Сергиенко Каролины "От семечки к ткани"
<iframe allowfullscreen="" frameborder="0" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/mqxknx9nMYQ" width="420"></iframe>
Обе работы также были высоко оценены членами жюри областного этапа и завоевали призовые места: исследовательская работа Сергиенко Каролины "От семечки к ткани" в номинации "Мая Радзіма - Беларусь" заняла второе место, а работа Миколоса Романа "Из чего можно изготовить чернила?" в номинации "Бюро находок" - первое место.
Это стало большой радостью для детей и гордостью для педагогов и родителей.
Об их победе много писали.
- Статья на сайте управления образования Гомельского областного исполнительного комитета:
- Статья на сайте Ельской районной газеты "Народны голос":
«Из чего изготовить чернила?» и «От семечки к ткани»
- Статья на сайте Ельского районного отдела образования, спорта и туризма:
http://elsk-roo.gov.by/novosti/8-novosti/2035-2-etap-konkursa-ya-issledovatel-2016
Однако, самым ответственным и волнительным стал третий (республиканский) этап конкурса, в котором продолжила участие работа Миколоса Романа "Из чего можно изготовить чернила?", ведь за его исследование болело не только наше учреждение, район, но и вся Гомельская область.
Чтобы покорить республиканское жюри и добавить исследованию "изюминки", был подготовлен разнообразный материал:
- творческое поэтическое представление "О том, как Рома превратил старинную чернильницу в именинницу". Автор: музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Семененко Ирина Эдуардовна
- авторский буклет с занимательными играми "Миколос Роман. О моей находке - чернильнице, и о том, как я изготовил чернила"
- фотопрезентация "Из чего можно изготовить чернила?"
- лента "Из чего можно изготовить чернила? Эксперименты"
- сборник материалов "Все о чернилах"
- видеофильм
Также была оформлена выставка-презентация, состоявшая из отдельных центров, каждый из которых рассказывал об определенном этапе исследования.
Итогом любознательности, старательности Романа, плодотворной, творческой работы его педагогов и родителей стало первое место в республиканском конкурсе исследовательских работ детей дошкольного возраста "Я- исследователь" в номинации "Бюро находок".
Предлагаем всем, кого заинтерисовала исследовательская работа, более подробно познакомиться с ее материалами!
Видеофильм исследовательской работы Миколоса Романа
"Из чего можно изготовить чернила?"
<iframe allowfullscreen="" frameborder="0" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/krYjxc_9rOA" width="420"></iframe>
Текст исследовательской работы "Из чего можно изготовить чернила?" (краткое содержание)
Однажды на экскурсии в этнографической комнате Рома, увидел на этажерке очень интересный предмет - чернильницу. «Какое необычное слово, - подумал он, – чернильница. Для чего она предназначена?». Он рассматривал чернильницу, вертел в руках и, вдруг, нечаянно уронил. Она упала, а Рома увидел, как жидкость из чернильницы растеклась по полу черным пятном.
Он попробовал вытереть пятно, но черный след от него остался. Что это за необычная жидкость, которая оставила черный след? И чернильница лежит пустая. Рома был уверен, что быстро все исправит и без труда сделает новое чернила, но воспитатель объяснила, что в этой чернильнице хранились старинные чернила, и не так легко будет заполнить чернильницу, ведь не каждая цветная жидкость может быть чернилами.
- Чем же заполнить находку - чернильницу?
- Какая жидкость может быть чернилами?
Рома решил провести исследование.
Цель: понять, почему не каждая цветная жидкость может быть чернилами и определить, из чего можно изготовить чернила?
Задачи:
- Изучение исторических сведений о чернилах.
- Подбор природного сырья, пригодного для изготовления цветных жидкостей.
- Изготовление жидкостей.
- Исследование жидкостей по выбранным критериям.
- Выбор жидкости для изготовления чернил.
Методы исследования: сбор и анализ информации, беседы со взрослыми, «копилка», проведение исследования, обобщение, выводы.
Рома выдвинул ряд гипотез.
Гипотеза 1: - предполагаю, что вода Черного моря может быть чернилами;
- предполагаю, что из моркови можно получить жидкость, пригодную для изготовления чернил, так как она окрашивает бумагу, ткани и даже кондитерский крем;
- предполагаю, что из свеклы можно получить жидкость, пригодную для изготовления чернил, так как она оставляет на губах и на одежде;
- предполагаю, что отвар ольхи пригоден для изготовления чернил, так как мокрые шишки ольхи окрашивают кожу рук;
- предполагаю, что из черники можно получить жидкость, пригодную для изготовления чернил, так как она оставляет след на руках, на языке, на одежде;
- предполагаю, что из черноплодной рябины можно получить жидкость, пригодную для изготовления чернил, так как ягоды темного цвета.
Гипотеза 2: предполагаю, что из сажи можно изготовить чернила, так как она оставляет черный след, который трудно смыть.
Мальчик много экспериментировал и добывал жидкости из различного природного сырья. Результаты своих экспериментов Рома отмечал в Журнале фиксации последовательных изменений в ходе исследования, который был разработан совместно с воспитателем.
Однако все они не были пригодны для изготовления чернил.
Выводы:
- вода Черного моря не подходит для изготовления чернил, так как не оставляет темный след на белой бумаге;
- черника не подходит для изготовления чернил, так как след на белой бумаге от жидкости, полученной из черники, выгорел.
- черноплодная рябина не подходит для изготовления чернил, так как след на белой бумаге от жидкости, полученной из черноплодной рябины, выгорел.
- морковь не подходит для изготовления чернил, так как след на белой бумаге от жидкости, полученной из моркови, выгорел.
- шишки ольхи не подходят для изготовления чернил, так как след на белой бумаге от отвара, полученного из шишек ольхи, выгорел.
- свекла не подходят для изготовления чернил, так как след от жидкости, полученной из свеклы, липкий.
Исследование не дало нужного результата. Что же делать? Из чего все-таки можно изготовить чернила?
На выходных мальчик отправился в деревню к дедушке с бабушкой. Топили печь, пекли блины. Сажа попала на блин, Рома попробовал ее стереть, но она растерлась, испачкала блин и руки. Он заметил, что сажа оставляет след, похожий на след пролитых в этнографической комнате старинных чернил! Рома попробовал изготовить чернила из сажи!
И через день, и через семь дней, и через месяц чернила, изготовленные из сажи, оставались черными, не выгорали, не прилипали.
Вот они: то, что надо! Исследование удалось!
Вывод: из сажи можно изготовить чернила, так как жидкость, полученная в ходе смешивания сажи с молоком, оставляет темный, ровный след на белой бумаге, не выгорает, не липнет.
Рома надеется, что познакомившись с его исследованием, вы сможете сами изготовить чернила в домашних условиях. А есть ли у Вас чернильница? Скорее всего, что нет, ведь на смену старинной чернильнице пришла ручка. А будет ли писать современная ручка, если ее заполнить чернилами из сажи? На этот вопрос он постарается ответить в следующем исследовании.
Выставка-презентация исследовательской работы "Из чего можно изготовить чернила?"
<iframe allowfullscreen="" frameborder="0" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/2VBz9Oav3B0" width="560"></iframe>